Манкала.
Задача: Набрать как можно больше фишек в манкалу (самую большую лунку), распределяя фишки в лунки по одной и захватывая их из лунок противника.
У каждого из двух партнеров по шесть полей и фишки раскладываются прямо на них.
Сбоку имеются два больших поля - манкалы.
Правая от игрока - банк: попавшие туда фишки становятся его собственностью.
В начале игры во всех нишах по три фишки.
На каждом ходу игрок берет фишки из своего ноля и раскладывает их по одной против часовой стрелки, включая свою манкалу, а манкалу противника пропускает. После хода игрока возможны четыре ситуации:
1) последняя фишка попала в его собственное поле, причем оно заполнена фишками. Тогда игрок продолжает ход, раскладывая все фишки уже из этого поля;
2) последняя фишка попала в его пустое поле; тогда он забирает все фишки из поля соперника (если оно не пусто), расположенного напротив, и помещает их в свою манкалу;
3) последняя фишка попала в манкалу; тогда он делает еще одну раскладку из любого своего поля;
4) последняя фишка попала на поле противника; тогда фишки не берутся, а ход передается партнеру.
Игра завершается, когда все поля одного из игроков окажутся пустыми. В этом случае соперник перекладывает оставшиеся фишки в свою манкалу. Выигрывает тот, чья манкала содержит больше фишек.
Так-тикль.
Вам понадобится игровое поле 4x4 клетки, 4 черных и 4 белых фишки (шашки).
Для партии в так-тикль игроки рассаживаются друг против друга и расставляют фишки на двух горизонтальных линиях. Игрок черными фишками занимает поля а4, с4, b1, d1; белые фишки ставят на поля b4, d4, a1, с1. Цель игры в так-тикль - выставить подряд в одну линию три свои фишки. Расположить их можно по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Ходы игроки делают по очереди. При этом они могут двигать свою фишку на любое свободное поле, но только на одну клетку. Направление движений фишек может быть вперед, в стороны или назад. Делать ходы по диагонали в этой игре нельзя.
Особенность так-тикля состоит в том, что игрокам не дается времени на обдумывание хода. В противном случае выигрыш будет достигаться или слишком легко, или игра будет длиться бесконечно долго, поскольку противники начнут строить друг другу препятствия, просчитав их на несколько ходов вперед.
Как правило, на начальном этапе осваивания так-тикля игроки могут продолжать партию, пока кто-нибудь из них не выиграет. Но партия опытных игроков должна продолжаться не более 25-30 ходов. Если за выделенное время никто из участников не выстроит свою тройку, то партия считается сыгранной "в ничью".
В старину в так-тикль играли даже на ставки. При этом игроки до начала партии оговаривали количество ходов, которое потребуется им, и делали ставки.
Тот, кто успевал выстроить три шашки подряд за установленное время, тот и выигрывал. На игроков могли делать ставки и болельщики.
Упаковка: картонная коробка.
Производство: Республика Беларусь.