Тема: таблица умножения, устный счет, головоломки, признаки делимости
Возраст: от 8 лет
Наполнение:
14 игровых полей с ответами к табличным случаям умножения и деления, 100 маленьких карточек с примерами на табличное умножение и деление
Цель игры:
отработка навыков быстрого устного счета, развитие внимания и ориентировки в пространстве
Для успешного использования таблицы умножения ребёнку важно не только запомнить результат, но и видеть закономерности. Вот, например, некоторые из них.
Если один из множителей - число чётное, то и результат будет чётным.
При умножении чётного числа "6" на чётное число произведение будет заканчиваться цифрой, совпадающей со вторым множителем (при умножении на "2" - "12", при умножении на "4" - "24", при умножении на "6" - "36" и т.д.).
Для умножения на "5" достаточно число умножить на "10" и взять от результата половину.
Умножить быстро на "9" можно, умножив число на "10" и отняв число из результата.
Хочется отметить одну особенность в том, как мы распределили результаты таблицы умножения на больших карточках. В табличных ответах (если не брать умножение на "1" и на "10") есть пять пар совпадающих ответов. Мы их специально разместили рядом, чтобы ребёнок отметил это для себя и подумал, как так получается. Это пригодится и в ближайшее время, при изучении деления, и много позже - при разложении на множители.
Ход игры
УМНОЖЕНИЕ
Знакомство с таблицей. Возьмите маленькие прямоугольные карточки. Рассмотрите геометрическое представление умножения (сетка с закрашенной областью). Посчитайте клетки закрашенной области, сравните результат с ответом в таблице умножения. Поговорите о некоторых закономерностях при умножении. Возьмите большие карточки, поверните стороной с шестью ответами из таблицы умножения. Подберите к каждому числу соответствующее умножение из маленьких карточек.
Проверка. После того как на большой карточке будут закрыты все числа, можно перевернуть карточки и проверить результат. Если карточки положены правильно, то рядом друг с другом окажутся парные карточки: девочка, а рядом её зеркальное отражение, футболка рядом с перевёрнутой футболкой с таким же орнаментом, пирамидка - вид сбоку и соответствующий ей вид сверху.
Закрепление таблицы умножения - классическое лото. Большие карточки распределяются между играющими и кладутся вверх стороной с результатами умножения. Ведущий достаёт маленькие карточки по одной, оглашает произведение на этой карточке. Её забирает тот, кто на большой карточке находит ответ для этого умножения. Выигрывает тот, у кого раньше остальных окажутся закрыты все ячейки большой карточки. Проверка совпадает с проверкой из знакомства с таблицей умножения.
Маленькие карточки можно использовать и сами по себе, без использования примеров умножения - искать картинке на каждой карточке её пару: двух девочек в зеркальном отношении друг к другу и т.д.
Умножение умноделение. Карточка умножения
ДЕЛЕНИЕ
Большие карточки кладутся вверх стороной с квадратной рамкой, с цифрой внутри неё, а маленькие фигурные карточки - с примерами деления.
Большие карточки распределяются между играющими. Ведущий достаёт по одной фигурные маленькие карточки и оглашает пример деления на ней.
Забирает её тот, у кого цифра в рамке на большой карточке совпадает с результатом деления. Каждой цифре соответствует 8 примеров деления.
Определить победителя можно на трёх разных этапах или остановиться на любом из них, если дети устали или не готовы к следующему уровню трудности.
- Выигравшим считается тот, кто первый собрал 8 маленьких карточек с примерами деления, соответствующими своей большой игральной карточке.
- Выигравшим будет тот, кто быстрее всех сложит квадрат из полученных карточек.
Умножение умноделение. Карточка головоломка
Теперь можно перевернуть маленькие карточки зелёной стороной вверх и, воспользовавшись признаком делимости для данной цифры, выяснить какие числа из предлагаемых делятся на неё, а какие - нет. Признаки делимости написаны непосредственно на каждой карточке под рамкой с цифрой. Ребёнку необязательно их запоминать, достаточно узнать, что такие признаки есть, и потренировать навыки устного счёта, высчитывая, делится ли число на заданное или нет.